Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

«Кроссоверы» моего детства, или Автомобили в Северодвинске конца пятидесятых

22.04.2018
Изменить размер шрифта
Шестиместный элитный седан ЗИМ ГАЗ-12. Евгений Павлович Егоров крайний слева. Фото из архива автора

Движение на дорогах того времени с нынешним никак не сравнить. Дело даже не в том, что проезжие части Северодвинска с грунтовым покрытием и лежнёвками тогда только начинали примеривать асфальт. Численность «средств передвижения» на колёсах была такой, что каждое появление автомашины на улицах не проходило не замеченным у взрослых, а уж у детворы непременно вызывало острое любопытство. Оттого, видимо, и запомнились грузовые «трёхтонки», которые нынче даже в музее выглядят едва ли не анахронизмом, а легковые «Победы», напротив, вызывают восторг у любителей дизайна в стиле ретро. 

Тонны грузов - в кузов!
Не отношу себя к специалистам, тем более к любителям авто. Однако, когда понадобилось пополнить собрание своего архива по разделу «Транспорт Северодвинска 50-х», мне крупно повезло – познакомился с Виктором Ивановичем Малыгиным, который, по его же собственному выражению, всю жизнь провёл за баранкой. Уже в самом начале разговора Виктор Иванович признался:

- Дело прошлое, но пятидесятые мне отчётливо помнятся. Правильно говорят, мол, когда возраст перевалит за шесть десятков, то детство и юность видятся лучше, чем произошедшее всего несколько дней назад. Мне порой прошлое предстаёт даже в мелких подробностях. Помню и фронтовые джипы, прозванные «козликами», и «студебекеры», и ленд-лизовские «доджи» - они ведь и по Молотовску тоже бегали. Вы правы, - может, они потому хорошо и запомнились, что автомашин разъезжало не так уж и много и для нас, мальчишек, они, в самом деле, были чем-то вроде чуда на колёсах.

- Знаете, одним из ярких моих воспоминаний детства запечатлелся грузовик. Наш двор примыкал к школе №7, а уже на её территории довольно долго стояла в распотрошённом виде автомашина - особый объект наших игрищ: чётко прямоугольная фанерная кабина без дверей и стёкол, жестяные крылья над передними колёсами, дощатый кузов. Удивительно, но сохранились руль, педали и даже фары. А ещё раскуроченный двигатель машины источал «вкусные» запахи машинного масла и смазки…

- Наверное, вы рассказываете о грузовике ЗИС-5, - уверенно предположил мой собеседник. - Давнишняя машина - массово выпускалась с 1935 по 1948 год, во время войны одна из основных в Красной армии. Мотор – 70 лошадиных сил, груз могла взять три тонны, поэтому её часто так и называли - «трёхтонкой». Она годилась для любых дорог, хотя и не считалась автомобилем повышенной проходимости. Ещё одно достоинство: мотор у неё заводился даже на крепком морозе, а ещё и безотказно питался низкосортным бензином. Кабину из фанеры и вагонки для ЗИС-5 придумали во время войны – понятно, что из экономии. В целом хорошая машина. Грузы в 50-х в основном возили они - «полуторки». Правда, даже в музеях сегодня их не всегда увидишь…

- А «студебекер» - американская машина?

- Так точно, американская, - подтвердил Виктор Иванович. - Трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker. У него грузоподъёмность – две с половиной тонны, мотор 95 лошадиных сил, максимальная скорость 70 километров в час и полный привод на все три оси, а это очень хорошая проходимость. Да ещё и лебёдкой, которая часто выручала, автомобиль оснащался. «Студебекер» - самый массовый из грузовиков, поставленных по ленд-лизу. Молотовский порт такие принимал. Видимо, несколько десятков экземпляров с той поры и осталось в городе. А уж на смену им стали приходить отечественные ЗИС-151 (внешне ЗИС-151 и «студебекер» очень походили друг на друга. - Прим. О.Х.), а горьковский завод ещё и освоил ГАЗ-51. Но в пятидесятых «трёхтонки» и «студебекеры» были основой грузового автопарка в городе.

«Легковушки» и автобусы
«Легковушек», так мне запомнилось, бегало по улицам Северодвинска значительно меньшим числом, о чём я заметил Виктору Ивановичу.

- Их вообще наперечёт, - согласился он. - Ещё с войны оставались «эмки», а в пятидесятых стали появляться «Москвичи» 301-й, 400-й и 401-й моделей и почти одновременно с ними «Победа» (М-20) – но это уже гордость нашего автопрома, причём законная. Обзор для водителя по нашим временам, конечно, узкий, но кузов, бампер, металл - крепкий, надёжный. Современные авто по сравнению с «Победой» красивые консервные банки!

- Мне ещё вспоминается: первые такси «Победа» красили не в жёлтый, а в нежно-голубой цвет, а сбоку - полоска чёрных шашечек…

- Наши такси, действительно, пожелтели только в конце семидесятых, и были ими уже не «Победы» и даже не «Волги» ГАЗ-21, а «Волги» ГАЗ-24…

Попросил я Виктора Ивановича рассказать и о городском автобусном сообщении, каким он его помнит, ведь я всё-таки застал автобусы конца пятидесятых, а ему довелось их видеть несколько раньше, тем более и его отец некоторое время работал в пассажирском предприятии…

- Автобусы в Молотовске появились ещё до войны – так мне отец и его сверстники рассказывали, - оживился Виктор Иванович. - Другое дело, одни утверждали, мол, марка автобуса ЗИС-6 (на базе грузовика-«трёхтонки»), а другие – ЗИС-16, который смотрелся, так скажем, цивильней.  Маршрут №1 направлением на Ягры сохранился и сегодня, хотя с годами он не раз менял свой путь. Как мне рассказывали опять-таки ветераны, изначально начинался он от «старого Дома Советов» на Беломорском проспекте и, кажется, чуть позже  от рынка на Железнодорожной. Шёл он дальше - на старый, ещё деревянный, мост через Никольскую протоку. Но тех, самых первых, автобусов не помню – был маленьким, а застал уже автобусы на базе грузовика ГАЗ-51 – модификации ГАЗ-651. Армейские и флотские обычно красили их в серо-зелёный, защитный цвет, гражданские тоже старались цветастыми не делать. Это потом пошли ЗИС-155 – вот у них яркая раскраска, но только в два цвета – красный и жёлтый. В салоне автобуса ГАЗ-651 - девятнадцать посадочных мест и один вход, напротив водителя, – не очень удобно, прямо скажем. Такие автобусы имелись и на заводе №893 (будущая «Звёздочка»). Первых рабочих из города на Ягры возили они. Остановка для посадки - на углу улиц Первомайской и Железнодорожной. И вот что интересно: шофёрили на этих автобусах женщины и одну из них звали Аллой. По крайней мере, так запомнилось…

Маршрутная карта
Ну а мне запомнились ещё и автобусные маршруты городского пассажирского предприятия конца пятидесятых - начала шестидесятых. Тем более некоторые из них сохранили свою нумерацию и по сегодняшний день. И вот какая деталь: все они проходили в ту пору через городской рынок на улице Железнодорожной (располагался он на месте нынешнего пятиэтажного дома 13 и прилегающей к нему дворовой территории. - Прим. О.Х.). Настоящий центр всего автобусного движения в городе! Маршрут №1, как уже упоминал, шёл на Ягры. Маршрут №2 вёз людей на так называемый «второй участок», к ДОК-2 – деревообрабатывающему комбинату северодвинской стройки, который располагался чуть дальше речной пристани. В наше время и пристань, и ДОК-2 - объекты забытые, можно сказать, заброшенные, а в пятидесятых эта часть Северодвинска была достаточно многолюдной. Маршрут №3 как был кольцевым, так и остался по день сегодняшний. Правда, с продвижением строительства города он естественным образом удлинялся и отодвигался к западу. Я, например, застал маршрут №3 проходящим по проспекту Ленина (бывшей улице Арктической). Маршрут №4 шёл в порт. Тут интересная деталь: причастность Северодвинска к морю тогда по понятным причинам старались не афишировать. Тем не менее небольшие автобусы маршрута №4 (кажется, его осваивали первые «пазики») носили «рассекречивающие» аншлаги «Рынок – Порт». Маршрут №5 ходил на Малую Кудьму, где доживала свой век небольшая деревня.

Конечная остановка, где автобус, собственно, разворачивался, была как раз у нынешнего моста через речку. Маршруты №6, 7, 8, 9, вернее, откуда они начинались и куда вели, мне отчего-то не запомнились. Зато ярким пятном запечатлелся маршрут №10 - на Ягры. Пока автобусы маршрута №1, прежде чем выбраться к Административному шоссе, долго «плутали» по старым улицам города, молодая «десятка» устремлялась на остров сразу. Это и привлекало пассажиров… 

О стоимости проезда. Автобусный билет в Северодвинске обходился в 6 копеек. Хотя в других городах, в том же Архангельске, цена была на копейку ниже. И вот что хорошо запало на памяти, часто ностальгически вспоминается, хотя, верно, это уже шестидесятые-семидесятые: появились автобусы без кондуктора, но с аншлагами внутри салона: «Совесть – лучший контролёр!»

Ах эти личные авто…
Возможно, ошибаюсь, но одним из первых обладателей личного авто (то есть автолюбителем) в нашем городе был Павел Васильевич Лапшинов – в ту пору ответственный сдатчик подводных лодок Севмаша. На стыке десятилетий, о которых ведём речь, Павел Васильевич приобрёл «Москвич-407», который запомнился не только своей двойной окраской – белого и светло - кофейного цвета. «Дядя Паша» иногда подкатывал к подъезду №2 нашего дома (предполагаю, в гости к Иннокентию Степановичу Бахтину. - Прим. О.Х.), а мы, мальчишки, чтобы получше рассмотреть модерновое чудо автотехники, тут же обступали автомобиль. А Павел Васильевич, будучи обычно при хорошем настроении, садил ребятню в салон и выруливал круг по двору…

Понятно, легковой служебный транспорт в Северодвинске появился намного раньше, чем автомобили в личной собственности граждан. О таких машинах Виктор Иванович Малыгин рассказал:

- Многие служебные, или лучше назовём – разъездные, автомобили для администрации и руководителей крупных организаций можно сравнить с демобилизованными вояками, потому что приходили они, как правило, из расформированных воинских частей. Это и знаменитые джипы-«козлики» - надёжные и простые в эксплуатации. На «гражданке» они чаще бегали уже под брезентовыми тентами, а иные умельцы даже обшивали кабину тонкой фанерой. Были ещё американские «доджи» от фирмы Dodge Chrysler - они крупнее и мощнее. Нынче такие принято называть внедорожниками или кроссоверами, а во время войны их прозывали «Додж три четверти», потому что могли брать груз 750 килограммов. Одну такую машину я запомнил, её держали в автопарке северодвинской городской стройки… 

В заключение встречи я не удержался и завёл речь об автораритетах того, уже давнего, времени:
- Бывают автомобили, которые сразу и надолго впечатляют. Вы в жизни и в шофёрской практике многое повидали. Какой автомобиль из числа, скажем так, впечатляющих первым поставите?

- В военизированной пожарной части завода №402 (так назывался до переименования Севмаш. - Прим. О.Х.) с послевоенных лет имелась трофейная немецкая пожарная машина, кажется фирмы Daimler-Benz. Мощная, с удлинённой рамой и массивным капотом, походила она на буйвола или бультерьера, каких в России вообще редко видели...

*   *   *
И ещё из ярких впечатлений, но уже моего детства. Помню, какой ошеломляющий эффект произвело на городскую публику появление в Северодвинске первого ЗИМ ГАЗ-12 – шестиместного, шестиоконного седана, даже по меркам сегодняшнего дня роскошного, стильного автомобиля! Если не изменяет память, его выделили (разумеется, вместе со штатным водителем) самому уважаемому и занятому человеку – директору Севмаша Евгению Павловичу Егорову. Тогда же или немного позже несколько таких машин появилось у городских медиков. Запомнилось ещё потому, что они, к слову окрашенные в плотно-бежевый цвет, часто наведывались во двор нашего дома на Ленина, 13/47, на первом этаже которого располагались и аптека, и детская молочная кухня. Год точно не назову. Но вот какая есть у меня историческая подсказка: на заднем стекле всех медицинских ЗИМ ГАЗ-12, помимо известного красного крестика, красовалась ещё и небольшая, но яркая эмблема Всемирного фестиваля молодёжи и студентов – цветок с пятью лепестками. А фестиваль в Москве, и это точно, проходил в 1957-м.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Газета "Вечерний Северодвинск", 16-2018
Фото

         
     
 

Система Orphus
В комментариях запрещены мат, грубости, оскорбления, переход на личности. Обращаем ваше внимание, что комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.

HyperComments



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube





Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий